Инновационный продукт ГБДОУ 2022-2023

Радиоточка как инновационное средство воспитания дошкольников

Авторский коллектив:
Горина Татьяна Александровна, заведующий
Березина Марина Анатольевна, заместитель заведующего

Кондратьева Оксана Борисовна, старший воспитатель

Общее описание инновационного продукта:
Динамичная жизнь, потребность рассказать о себе, своих успехах побуждают образовательные организации, в том числе деткие сады, искать способы и средства для их реализации. Главный и безусловный аргумент в поддержку радиостудии - ее универсальность. Радио - это своя радиогазета, свой радиожурнал, свой радиотеатр, свой радиокружок и центр по увлечениям. Его предназначение - развитие и улучшение образовательного процесса за счет
интерактивного вовлечения воспитанников в совместную работу в радиостудии. Радио – это доступный и очень эффективный способ передачи информации, который способен охватить большую аудиторию, что значительно упростит информирование участников образовательных отношений о событиях и фактах из жизни детского сада, города, страны. Оно поможет объединить творческих детей и познакомить их с новыми профессиями - радиоведущий, журналист, редактор и др., - а также радио станет способом разукрасить повседневные детсадовские будни. 
Радиостудия это и информирование всех участников образовательных отношений, и обеспечение повышения качества учебно-воспитательного процесса, и привлечение воспитанников к активной работе в роли радиожурналиста и радиоведущего для освещения событий, происходящих в детском саду, развитие коммуникационных, творческих и личных качеств воспитанников. Мы создавали такое пространство для реализации ситуаций коммуникативной успешности, в которых каждому ребенку предоставлялась бы возможность почувствовать себя на месте ведущего, быть инициатором общения, делать сообщения, задавать вопросы гостям эфира, высказать свою точку зрения.
Коммуникация - это для ребёнка не только умение говорить, разговаривать друг с другом. Это умение договариваться, умение слушать и слышать, что говорят тебе, это умение подбирать слова, которыми не обидишь сверстника, взрослого, знание правил этикета, которые делают взаимоотношения приятными, продуктивными и т. д. Ребёнок, который овладел основными правилами коммуникации, ограждает себя от конфликтов, легко находит себе друзей, его ценят
товарищи за умение дружно играть, трудиться, веселиться.
Идея инновационного продукта может быть выражена в следующих ключевых понятиях:
Модель - представление некоторого реального процесса, устройства или концепции. 
Радиоточка –  устройство, устанавливаемое у абонента и обеспечивающее воспроизведение радиопрограмм проводного вещания.. 
Радиоэфир - передача звуковых сообщений при помощи радио неограниченному числу слушателей. Характеризуется передачей сигнала по принципу «от одного — ко многим», то есть более чем одному слушателю, как правило — по заранее известному расписанию.
Радиостудия – это профессионально подобранный комплект оборудования и методических материалов, предназначенный для аудиотрансляции тематических передач и воспроизведения музыкального контента с целью информирования о событиях учреждения.
Коммуникация – целенаправленная деятельность по обмену информацией и смыслом в пространстве и времени с использованием различных технических или природных средств, в зависимости от того, что доступно или предпочтительно.
Целевые показатели федерального проекта "Успех каждого ребенка" обосновывают корреляцию между его успешностью и  применением новых информационных технологий (детские технопарки "Кванториум", "Иннопарк", "Экспериментариум", дистанционные технологии), поэтому в дошкольных образовательных организациях все чаще используются современные, оригинальные средства поддержки и развития детей.  К подобным технологиям можно отнести и радиоточку. 
Главной задачей педагогического коллектива ГБДОУ № 54 по использованию радиоточки является создание ситуации успеха для отдельно взятой личности (например, ребенка, которого поздравляют с днем рождения по радио, ребенка-радиоведущего, ребенка–журналиста и т.д.) и  детско-родительского коллектива в целом (создание общей эмоционально благополучной атмосферы в стенах детского сада) .
 Для того,чтобы радио не стало музыкальным фоном образовательного учреждения, мы предлагаем инновационный продукт - модель функционирования радиоточки в дошкольной организации.
Модель радиоточки

 

Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации:

Номинация - "инновации в области воспитания".

При обосновании отнесения продукта инновационной деятельности к номинации мы руководствуемся следующим определением воспитания:

это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Ист.: Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 31, ст. 5063).

Принимая во внимание данное определение, становится ясно, что использование радиоточки может охватывать все стороны воспитательного процесса в дошкольном учреждении: начиная с выбора рубрики и радиоведущих, заканчивая детско-взрослыми обсуждениями после радиоэфира и возможными образовательными событиями, инициируемые педагогами на основе содержания эфиров. 

Обратимся к Федеральной Образовательной программе, где сказано: "Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах, познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве".

С этой точки зрения, воспитание через радио позволяет максимально приблизиться к тому, о чем идет речь в ФОП ДО. Радиоточка дает возможность транслировать широкому кругу слушателей ценности и смыслы семьи, общества детского сада, нашей Родины, а также помогать детям осваивать социокультурный опыт, участвуя в радиоэфирах. При этом дети действуют в тесном сотрудничестве со взрослыми: родители активно помогают дошкольникам проявить себя на радио, а педагоги создают условия для этого (детско-взрослая общность). 

Воспитание через призму радио выглядит особенно явно: с одной стороны, выступая в качестве спикера, происходит воспитание  социальных навыков, например, активной личностной позиции ребенка, как члена детско-взрослого сообщества, а также демонстрируется уважение к личности ребенка, ему предоставляется возможность понять и почувствовать, что его мысли имеют ценность для окружающих - только в таких условиях возможно полноценное воспитание и обучение.  

С другой стороны, дети, слушая радио, внимают воспитательные ценности в зависимости от задач, поставленных педагогом во время эфира. Так, рубрика "С днем рождения" позволяет инициировать ситуацию успеха личности ребенка, приобщать к культуре традиций, закладываемых в обществе детского сада, воспитывать стремление порадовать близких людей поздравлением. Пример только одной рубрики уже позволяет увидеть безграничный воспитательный потенциал радиоточки, количество рубрик (в том числе тематических: патриотизм, семья, дом и т.д.) может быть неограничено.

Выделим свойства модели, как инновационного продукта:
  1. Универсальность: модель оставляет право за ДОУ самостоятельного выбора миссии, ценностей,тематических рубрик в эфирах и т.д., сохраняя уникальность конкретного образовательного учреждения.
  2. Комплексность: модель учитывает не только саму организацию процесса, но и подготовку и оценку деятельности. 
  3. Итерационность: позволяет проследить повторяющиеся действия, которые приводят к улучшению результата в целом.
  4. Детальность: модель подробно описывает взаимодействие всех участников образовательных отношений, демонстрируя их связи и отношения.
  5. Доступность: четкая последовательность и наглядная инфографика дает ясное понимание процесса.
Представленная система идеальна подходит для детских садов, которые ищут новые форматы взаимодействия с родителями и эффективные способы развития социализации детей.
 
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного образовательного продукта:
 Инновационный образовательный продукт может использоваться в любой дошкольной образовательной организации при наличии минимальных организационных, программно-методических, информационно-коммуникативных, кадровых и материально-технических ресурсов.
 Организационные ресурсы Программно-методические ресурсы  Кадровые ресурсы   Материально-технические ресурсы
 

- ЛНА регламентирующие деятельность радиоточки в ДОУ;

- организация мастер-классов по развитию коммуникативной культуры педагогов, по подготовке детей к выходу в прямой эфир;

- использование потенциала социальных партнеров.

 -программное обеспечение (звукозаписывающая программа);

-обеспечение методическими пособиями по социально-коммуникативному развитию, речевому развитию, рекомендациями по использованию программного обеспечения и цифровых технологий.

 - творческая группа педагогов;

- техническая поддержка.

 

- элементы радиовещательной  аппаратуры (микрофоны, пульт, радио-установки, громкоговоритель настенный универсальный);

- ноутбук;

- Internet.

 

 Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности и их корреляции с проектами Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга, национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации: 

Эффекты внедрения инновационного продукта  Задачи Программы развития Невского района  Национальные цели и стратегические задачи развития образования РФ 
 Оптимизация
в образовательной организации современного оборудования
 Продолжить развитие безопасной цифровой образовательной среды системы образования Невского района Санкт-Петербурга как инструмента открытого информирования, управления, обучения, воспитания и социализации, обеспечивающей высокое качество и доступность образования  Цифровая трансформация. Федеральный проект “Цифровая образовательная среда”
Использование современных технологий для взаимодействия всеми участниками образовательных отношений посредством радиоточки

- Создать современную, отвечающую требованиям образовательной и социальной политики систему взаимодействия и партнерства с родителями (законными представителями) обучающихся в Невском районе Санкт-Петербурга;

- Создать условия для поддержки и развития детских общественных объединений (инициатив) и сообществ, волонтерства, взаимодействия с социальными партнерами и информационного сопровождения этой деятельности в едином пространстве общественных инициатив.

Федеральный проект “Успех каждого ребенка”


Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

Повышение профессиональных компетенций педагога (изучение новых практик, самообразование, наставничество) Обеспечить разработку и внедрение районной модели профессионального развития педагогов, включающей:  реализацию национальной системы профессионального роста педагогических работников;  инновационные формы работы с педагогами, в том числе с молодыми педагогами в возрасте до 35 лет; с педагогами с большим профессиональным опытом;  сетевые, дистанционные формы повышения квалификации педагогических кадров;  развитие сайта «Профессиональный стандарт педагога»;  разработку новых сервисов, обеспечивающих личностное и профессиональное развитие педагогов;  поддержку института наставничества во всех образовательных организациях. Федеральный проект “Современная школа”
Поиск социальных партнеров для дальнейшего развития (обмен опытом, наставничество)  

 

Возможные риски при использовании инновационного образовательного продукта в других образовательных организациях и пути их преодоления:
Решая задачи внедрения радиоточки в дошкольной образовательной организации, необходимо учитывать следующие риски, а также рассматривать способы их предотвращения или минимизации
   Риски Минимизация и предотвращение рисков 
Материально-технические ресурсы   Недостаток финансирования для приобретения оборудования  Участие в грантовых конкурсах. Привлечение внебюджетных средств за счет платных образовательных услуг.
Возможность использования системы оповещения.
 Информационно-коммуникативные ресурсы   Риски при взаимодействии с представителями родительской общественности  Информационно-просветительская поддержка родителей: консультирование, подготовка материала, методическое сопровождение от выбора темы до выхода в эфир.
 Опыт работы детской радиостанции недостаточно распространен в регионе  Сетевое взаимодействие с учреждениями, где есть опыт работы радиоточек.
Кадровые ресурсы Педагоги недостаточно мотивированы Создание творческих групп, организация работы педагогов по направлениям (по рубрикам), методическое сопровождение от выбора тем до выхода в эфир.

 

Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта:
Мир, в котором растут современные дети, существенно отличается от того, в котором росли их родители. Присутствие информационно-коммуникационных технологий во всех сферах образования и жизни ставит образовательные уреждения перед необходимостью искать инновационные средства для развития навыков коммуникации у обучающихся, формирования умений работы с информацией, побуждения к активному взаимодействию вех участников образовательных отношений.
Проведя мониторинг имеющегося на рынке интерактивного оборудования, мы решили оборудовать в учреждении радиоточку, т.к., проведя аналоговый анализ использования радио в дошкольных образовательных учреждениях пришли к выводу, что радиоточка для дошкольных учреждений являестя инновационным средством развития и воспитания детей.