Инновационный продукт ГБДОУ 2022-2023
Радиоточка как инновационное средство воспитания дошкольников
Кондратьева Оксана Борисовна, старший воспитатель
Обоснование отнесения продукта инновационной деятельности к номинации:
Номинация - "инновации в области воспитания".
это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Ист.: Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 31, ст. 5063).
Принимая во внимание данное определение, становится ясно, что использование радиоточки может охватывать все стороны воспитательного процесса в дошкольном учреждении: начиная с выбора рубрики и радиоведущих, заканчивая детско-взрослыми обсуждениями после радиоэфира и возможными образовательными событиями, инициируемые педагогами на основе содержания эфиров.
Обратимся к Федеральной Образовательной программе, где сказано: "Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах, познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве".
С этой точки зрения, воспитание через радио позволяет максимально приблизиться к тому, о чем идет речь в ФОП ДО. Радиоточка дает возможность транслировать широкому кругу слушателей ценности и смыслы семьи, общества детского сада, нашей Родины, а также помогать детям осваивать социокультурный опыт, участвуя в радиоэфирах. При этом дети действуют в тесном сотрудничестве со взрослыми: родители активно помогают дошкольникам проявить себя на радио, а педагоги создают условия для этого (детско-взрослая общность).
Воспитание через призму радио выглядит особенно явно: с одной стороны, выступая в качестве спикера, происходит воспитание социальных навыков, например, активной личностной позиции ребенка, как члена детско-взрослого сообщества, а также демонстрируется уважение к личности ребенка, ему предоставляется возможность понять и почувствовать, что его мысли имеют ценность для окружающих - только в таких условиях возможно полноценное воспитание и обучение.
С другой стороны, дети, слушая радио, внимают воспитательные ценности в зависимости от задач, поставленных педагогом во время эфира. Так, рубрика "С днем рождения" позволяет инициировать ситуацию успеха личности ребенка, приобщать к культуре традиций, закладываемых в обществе детского сада, воспитывать стремление порадовать близких людей поздравлением. Пример только одной рубрики уже позволяет увидеть безграничный воспитательный потенциал радиоточки, количество рубрик (в том числе тематических: патриотизм, семья, дом и т.д.) может быть неограничено.
- Универсальность: модель оставляет право за ДОУ самостоятельного выбора миссии, ценностей,тематических рубрик в эфирах и т.д., сохраняя уникальность конкретного образовательного учреждения.
- Комплексность: модель учитывает не только саму организацию процесса, но и подготовку и оценку деятельности.
- Итерационность: позволяет проследить повторяющиеся действия, которые приводят к улучшению результата в целом.
- Детальность: модель подробно описывает взаимодействие всех участников образовательных отношений, демонстрируя их связи и отношения.
- Доступность: четкая последовательность и наглядная инфографика дает ясное понимание процесса.
Организационные ресурсы | Программно-методические ресурсы | Кадровые ресурсы | Материально-технические ресурсы |
- ЛНА регламентирующие деятельность радиоточки в ДОУ; - организация мастер-классов по развитию коммуникативной культуры педагогов, по подготовке детей к выходу в прямой эфир; - использование потенциала социальных партнеров. |
-программное обеспечение (звукозаписывающая программа); -обеспечение методическими пособиями по социально-коммуникативному развитию, речевому развитию, рекомендациями по использованию программного обеспечения и цифровых технологий. |
- творческая группа педагогов; - техническая поддержка. |
- элементы радиовещательной аппаратуры (микрофоны, пульт, радио-установки, громкоговоритель настенный универсальный); - ноутбук; - Internet. |
Описание эффектов, которые получены от внедрения продукта инновационной деятельности и их корреляции с проектами Программы развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга, национальными целями и стратегическими задачами развития образования в Российской Федерации:
Эффекты внедрения инновационного продукта | Задачи Программы развития Невского района | Национальные цели и стратегические задачи развития образования РФ |
Оптимизация в образовательной организации современного оборудования |
Продолжить развитие безопасной цифровой образовательной среды системы образования Невского района Санкт-Петербурга как инструмента открытого информирования, управления, обучения, воспитания и социализации, обеспечивающей высокое качество и доступность образования | Цифровая трансформация. Федеральный проект “Цифровая образовательная среда” |
Использование современных технологий для взаимодействия всеми участниками образовательных отношений посредством радиоточки |
- Создать современную, отвечающую требованиям образовательной и социальной политики систему взаимодействия и партнерства с родителями (законными представителями) обучающихся в Невском районе Санкт-Петербурга; - Создать условия для поддержки и развития детских общественных объединений (инициатив) и сообществ, волонтерства, взаимодействия с социальными партнерами и информационного сопровождения этой деятельности в едином пространстве общественных инициатив. |
Федеральный проект “Успех каждого ребенка” |
Повышение профессиональных компетенций педагога (изучение новых практик, самообразование, наставничество) | Обеспечить разработку и внедрение районной модели профессионального развития педагогов, включающей: реализацию национальной системы профессионального роста педагогических работников; инновационные формы работы с педагогами, в том числе с молодыми педагогами в возрасте до 35 лет; с педагогами с большим профессиональным опытом; сетевые, дистанционные формы повышения квалификации педагогических кадров; развитие сайта «Профессиональный стандарт педагога»; разработку новых сервисов, обеспечивающих личностное и профессиональное развитие педагогов; поддержку института наставничества во всех образовательных организациях. | Федеральный проект “Современная школа” |
Поиск социальных партнеров для дальнейшего развития (обмен опытом, наставничество) |
Риски | Минимизация и предотвращение рисков | |
Материально-технические ресурсы | Недостаток финансирования для приобретения оборудования | Участие в грантовых конкурсах. Привлечение внебюджетных средств за счет платных образовательных услуг. Возможность использования системы оповещения. |
Информационно-коммуникативные ресурсы | Риски при взаимодействии с представителями родительской общественности | Информационно-просветительская поддержка родителей: консультирование, подготовка материала, методическое сопровождение от выбора темы до выхода в эфир. |
Опыт работы детской радиостанции недостаточно распространен в регионе | Сетевое взаимодействие с учреждениями, где есть опыт работы радиоточек. | |
Кадровые ресурсы | Педагоги недостаточно мотивированы | Создание творческих групп, организация работы педагогов по направлениям (по рубрикам), методическое сопровождение от выбора тем до выхода в эфир. |
Проведя мониторинг имеющегося на рынке интерактивного оборудования, мы решили оборудовать в учреждении радиоточку, т.к., проведя аналоговый анализ использования радио в дошкольных образовательных учреждениях пришли к выводу, что радиоточка для дошкольных учреждений являестя инновационным средством развития и воспитания детей.